Обо всём.1bb.ru

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Обо всём.1bb.ru » Кино, сериалы, скетчи. » Гайдай Леонид Иович


Гайдай Леонид Иович

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Дорогие участники форума и все остальные читатели этой темы, я хочу показать вам, а точнее описать, некоторые фильмы, не побоюсь этого слова, великого российского и советского режиссёра Леонида Гайдая. все вы смотрите "заморские" фильмы и все их знаете почти наизусть. А что это за фильмы, где всё основывается на насилие? Я ни в коем случае не заставляю вас, просто рекомендую посмотреть фильмы этого режиссёра. Все его фильмы такие понятные нам и пересматривать их можно сколько угодно! Пример из моей семьи - у нас ни один Новый год не обходится без нашей любимой комедии - Иван Васильевич меняет профессию.
Приятного чтения, благодарю за внимание.

Биография
Леонид Иович Гайдай (родился 30 января 1923, г. Свободный Амурской области — 19 ноября 1993, Москва), российский кинорежиссер и сценарист. Народный артист СССР (1989).

Интерес к комедии

В 1947 году Леонид Гайдай окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре, в 1955 — ВГИК (мастерская Г. В. Александрова). Был режиссером-практикантом на съемках комедии «Ляна» (1955) Б. В. Барнета. Два этих учителя как бы подтверждают несомненную связь творчества Гайдая с традициями отечественной кинокомедии. Но первый фильм «Долгий путь» (1956, совместно с В. И. Невзоровым) он поставил по сибирским рассказам В. Г. Короленко, таким образом отдав дань своему дальневосточному происхождению.

Леонид Гайдай обратился к жанру сатирической комедии только в следующей работе «Жених с того света» (1958), которая подверглась жесткой цензуре и в результате была значительно сокращена. Фильм «Трижды воскресший» (1960), решенный в жанре героической киноповести с явным идеологическим пафосом, считается вообще вынужденным в творчестве Гайдая, который все-таки был чужд политике вопреки ныне приписываемым ему диссидентским мотивам. Но немаловажно, что действие «Трижды воскресшего» сначала происходит в годы Гражданской войны, а для режиссера эпоха начала 20 века (вплоть до 1930-х годов) окажется впоследствии одной из самых излюбленных, если судить по экранизациям произведений И. Ильфа и Е. Петрова («12 стульев», 1971), Михаила  Афанасьевича Булгакова («Иван Васильевич меняет профессию», 1973), Михаила Михайловича Зощенко («Не может быть!», 1975). Да и в упомянутом «Долгом пути», а также в фильмах «Деловые люди» (1963, по рассказам О. Генри) и «За спичками» (1980, СССР—Финляндия, совместно с Р. Орко, по М. Лассиле) события разворачиваются примерно тогда же. Интерес к той поре, безусловно, связан у Гайдая еще и с его пристрастием к раннему кинематографу.

Клондайк Гайдая

В 1961 в короткометражке «Пес Барбос и необычайный кросс» Леонид Гайдай вроде бы случайно взялся за «экранизацию» газетного фельетона Степана Олейника, чтобы не оставаться в простое. Но в невидимом перенесении во времени, в ориентации на сатирическо-комедийное искусство 20-х годов как советское, так и американское (Чарли Чаплин, Бастер Китон и Гарольд Ллойд), Гайдай нашел истинный Клондайк. И даже приемы эксцентрической американской комедии приобрели у него чисто российское и вполне советское звучание. Эта незатейливая короткометражка также породила уникальный феномен трех суперпопулярных героев-масок советского кинематографа — Балбеса, Труса и Бывалого, которые потом были задействованы в следующей короткометражке «Самогонщики» (1962), в третьей новелле комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965) и в «Кавказской пленнице» (1966). Две последние названные картины и «Бриллиантовая рука» (1968), удостоенная Государственной премии в 1970, образуют своеобразную комедийную трилогию 1960-х годов. Все эти фильмы являются также самыми кассовыми — только за 15 месяцев проката их посмотрели 222,8 млн. зрителей, то есть практически все население СССР.

В целом же аудитория в советских кинотеатрах на фильмах Леонида Гайдая составила (без учета повторного проката) около 600 млн. человек (например, у Стивена Спилберга в США зрителей было раза в полтора меньше). То есть по весьма грубым прикидкам, кассовые сборы могли быть в размере 200 млн. рублей в ценах до 1991 года. Можно сказать, что «бриллиантовая рука» была у самого Гайдая. В Америке был бы при жизни мультимиллионером, у нас же жил скромно, как, допустим, Семен Семенович Горбунков из «Бриллиантовой руки». Неслучайно, что именно эта комедия в 1995 году в результате опроса зрителей телеканала РТР была признана самой лучшей. Это и наиболее кассовое, и совершенное творение режиссера, вошедшего наряду с Э. А. Рязановым и Г. Н. Данелией в первую тройку советских комедиографов.

Григорий Шпигель, Юрий Никулин и Леонид Каневский в фильме Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» (1968).

Роль Горбункова, который всегда готов выручить и помочь совершить чудо, была доверена Юрию Никулину. Эта карнавальная двойственность героя, программно заявленная и в его любимой песне про зайцев, была своеобразным выходом за пределы регламентированного социального существования, романтически-пародийным проявлением индивидуального куража. Столь популярная и всегда приносившая большую удачу в кинопрокате формула «свой среди чужих, чужой среди своих» обыграна у Гайдая с редкой язвительностью и в то же время с подлинным сочувствием к маленькому человеку, который вынужден играть не свойственную себе значительную роль (этот мотив не раз использовался и Чаплином и Китоном, перед которыми Гайдай преклонялся всю жизнь).

И несмотря на то, что режиссер Леонид Гайдай порой сам появлялся в маленьких ролях на экране, его подлинным автопортретом следовало бы считать симпатичного Семена Семеновича (вот и реальная жена режиссера актриса Н. Гребешкова сыграла супругу Горбункова), наивного, добродушного и сердечного «агента поневоле», вынужденного жить на «острове невезения» и спасаться от отчаяния, напевая «А нам все равно, а нам все равно...». Вот почему «Бриллиантовая рука» — не только самая смешная и умная, но и наиболее личная работа Гайдая.

Экранизация классики и перестроечные фильмы Леонида Гайдая

А его по-своему знаменательный уход в застойные 1970-е годы прочь от современной тематики и увлечение эксцентрическими экранизациями литературы прошлого в итоге привело режиссера к заведомой неудаче в случае обращения в «Инкогнито из Петербурга» (1978) к «Ревизору» Н. В. Гоголя. Последующие, уже перестроечные работы Гайдая: «Опасно для жизни!» (1985), «Частный детектив, или Операция «Кооперация» (1989) и «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992) — позволили ему вернуться к современности. Однако в изменившейся ситуации прежняя гайдаевская манера сочетания трюковых комедий с сатирическим зарядом действия и остро выписанными характерами персонажей теперь оборачивалась беззубостью в социальной критике действительности и лишь внешней комедийностью героев. После смерти Леонида Гайдая началась стремительная (иногда чересчур залихватская) переоценка творчества режиссера, запоздало признанного безусловным классиком, неповторимым мастером советской эксцентрической и сатирической комедии.

С. В. Кудрявцев, энциклопедия Кирилл и Мефодий.

Еще информация о Леониде Гайдае из другого источника:

«Леонид Гайдай родился 30 января 1923 года. Его отец - Иов Гайдай - был родом с Полтавщины и до революции отбывал срок на каторге (он взял на себя вину другого человека). Там он познакомился с девушкой, сестрой другого ссыльного, и женился на ней. В этом браке у них появились на свет трое детей, и последним ребенком (и как показало будущее, самым талантливым) оказался наш герой - Леонид Гайдай. Хотя по началу его биография складывалась вполне обычно.

В 1941 году Леонид Гайдай пошел служить в армию и попал в Монголию. Но вскоре началась война и его отправили на Калининский фронт. Так как в школе он учил немецкий язык, его определили в разведку. Совершив несколько рейдов по фашистским тылам, сержант Леонид Гайдай во время одного из них подорвался на мине. Ему дали вторую группу инвалидности и комиссовали подчистую. Так завершилась, едва начавшись, военная карьера будущего комедиографа.

После войны Гайдай решил пойти в артисты, хотя с детства не выговаривал буквы «р» и «л». Однако его приняли в театральную студию при Иркутском областном драмтеатре, которую он в 1947 году благополучно закончил. Затем в течение нескольких лет он играл в местном театре, причем роли ему доверяли отнюдь не эпизодические. Гайдай, например, играл Соленого в «трех сестрах», Ивана Земнухова в «Молодой гвардии», Винченцио в «Укрощении строптивой», Якова Яссе в «Заговоре обреченных» и другие роли. Но Иркутск, видимо, был слишком мал для таланта Гайдая, и в 1949 году он приехал в Москву и поступил во ВГИК на режиссерский факультет.

По словам его бывших сокурсников, Леонид Гайдай уже тогда выделялся своими хохмами. Однажды они с приятелем возвращались в Останкино и шли по территории нынешнего ВВЦ. Места там были глухие, а с ними за компанию увязалась молодая сотрудница ВГИКа. И когда они прошли половину пути, Гайдай вдруг остановился и, обращаясь к девице, глухим голосом произнес: «А ну-ка, снимай шубу!» Девушка растерялась, а Гайдай продолжил в том же духе: «Чего стоишь? Может тебе помочь?» И девушка уже начала расстегивать пуговицы, когда Гайдай с приятелем вдруг громко рассмеялись.

Однако приколы Леонида Гайдая не очень нравились его преподавателям, и уже после первого полугодия будущий классик кинокомедии был отчислен из института за профнепригодность».

...в 1949 году инвалид войны 2-й группы, актер Иркутского областного драмтеатра 26-летний Леонид Иович Гайдай «приехал в Москву и поступил во ВГИК на режиссерский факультет. По словам его бывших сокурсников, Гайдай уже тогда выделялся своими хохмами».

«Однако приколы Гайдая не очень нравились его преподавателям, и уже после первого полугодия будущий классик кинокомедии был отчислен из института за профнепригодность. Другой бы в такой ситуации опустил руки, но Леонид Гайдай был не таким человеком. Он стал ходить по высоким кабинетам и доказывать, что его отчислили несправедливо. В конце концов ему поверили и приняли вновь с испытательным сроком.

На одном курсе с Гайдаем училась молодая студентка Нина Гребешкова. Вот что она вспоминает о своих отношениях с нашим героем:

«Леня меня очень долго провожал из института. Я жила на Арбате, а институт находился у ВДНХ, и мы ходили пешком. Мне с ним было безумно интересно, потому что он много знал. И однажды он мне говорит: «Ну что, давай поженимся?» Я говорю: «Поженимся? Да ты такой длинный, я такая маленькая. Мы с тобой вообще не пара». Однако Леонид Гайдай оказался настойчивым и 1 ноября 1953 года они поженились».

Раззаков Ф. И. Досье на звезд. 1934-1961. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998, с. 652

Автор музыки всех известнейших фильмов Леонида Гайдая - Александр Сергееевич Зацепин.

Леонид Иович Гайдай умер 19 ноября 1993 года  во время отдыха в Израиле.

«В ноябре 1993 года Гайдай угодил в больницу. Жена добилась того, чтобы врачи разрешили ей все время находиться рядом с ним. У нее на руках он и умер. По ее словам: «Леня умер от тромба легочной артерии. Только что мы сидели, разговаривали, он меня прогонял домой, говорил: «Иди, уже поздно, сейчас криминальная обстановка». И вдруг как-то вперед наклонился. Я боялась, что у него случится инфаркт, ведь у Лени была аритмия. Я обняла его одной рукой, а другой держала за голову. И он на руках у меня умер. Я сразу даже не поняла, что произошло».

Леодин Гайдай умер 19 ноября 1993 года».

Раззаков Ф. И. Досье на звезд. 1934-1961. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998, с. 660.


*Материал из Википедии — свободной энциклопедии

+1

2

Иван Васильевич меняет профессию
Советская односерийная кинокомедия производства киностудии «Мосфильм», снятая в 1973 году по мотивам пьесы Михаила Булгакова Иван Васильевич режиссёром Леонидом Гайдаем. Последний фильм режиссёра из серии о похождениях Шурика. Лидер советского кинопроката 1973 года — свыше 60 миллионов зрителей.

Сюжет
Изобретатель Александр Сергеевич Тимофеев (Шурик) создаёт машину времени. Эксперименты по её запуску кончились перегоранием пробок, взрывом и потерей Шуриком сознания…

Жена Шурика, киноактриса Зина, приходит со съёмок в задымлённую квартиру и говорит Шурику, что уходит от него. Её новый возлюбленный — кинорежиссёр Якин, с которым она уезжает в Гагры.

В это время квартирный вор-рецидивист Жорж Милославский проникает в квартиру соседа Шурика — стоматолога Антона Семёновича Шпака и грабит её.

В присутствии управдома Ивана Васильевича Бунши Шурик испытывает машину на небольшой мощности, и стена между квартирами Шурика и Шпака исчезает. Удивлённый Жорж Милославский входит в квартиру Шурика. Шурик включает большую мощность, и через стену открываются царские палаты. На троне сидит Иван Грозный, рядом дьяк Феофан. Увидев пришельцев и приняв их за демонов, Феофан убегает за стражей, а Иван Грозный вбегает в квартиру Шурика. В палатах начинается переполох, один из бердышей, кинутый Милославским в стрельца, попадает в машину времени, и та ломается, оставляя Ивана Грозного в современном мире, а Ивана Васильевича Буншу и Жоржа Милославского — во времени Ивана Грозного.

Спасаясь от стражи, Милославский замечает внешнее сходство Бунши и Ивана Грозного и заставляет управдома переодеться в найденную царскую одежду. Бунша переодевается в Ивана Грозного, а Милославский — в князя.

В XX веке Шурик объясняет царю, что случилось, просит подождать его, пока он сбегает в магазин за транзисторами. Иван Грозный остаётся в квартире и оказывается вовлечённым в разборки с разными героями фильма (Зина и Якин, Ульяна Андреевна Бунша, Антон Семёнович Шпак, наряд милиции, бригада «Скорой помощи»).

В царском времени тоже неспокойно. Народ понимает, что царь ненастоящий, и завязывается погоня, но, наконец, срабатывает починенная машина времени и Иван Васильевич Бунша с Жоржем Милославским вбегают в свой XX век. Иван Васильевич не успевает вернуться — его задерживает милиция. Бунша добровольно сдаётся в руки милиции, так как временно исполнял обязанности царя. Услышавший это Иван Грозный в ярости нападает на Буншу. Их обоих связывают в смирительные рубашки и одного за другим подводят к Ульяне Андреевне для опознания. И в Бунше, и в царе Ульяна Андреевна признаёт своего мужа.

Милославский же берёт белый халат Шурика и пытается скрыться под видом врача. Врачи и переодевшийся врачом Милославский уводят «пациентов» на улицу, и в этот момент милиционеры понимают, что у них в руках находилась важная добыча — сам вор Жорж Милославский. С балкона они кричат об этом врачам, и далее начинается погоня за Милославским. Воспользовавшись суматохой, из машины «Скорой помощи» выбегает Иван Грозный и бежит в квартиру к Шурику, который снова запускает свою машину. Открывается стена в палаты, и Иван Грозный возвращается в своё время…

Шурик очнулся, поднялся с пола, и не понимает, что же всё-таки произошло. Постепенно сознание возвращается к нему, и тут он вспоминает, что его бросила жена.

Вскоре Зина приходит с работы, Шурик спрашивает её о связи с Якиным. Удивлённая Зина говорит, что Шурик совсем сойдёт с ума со своей машиной и никакого режиссёра Якина у них нет. Шурик понимает, что ему всё привиделось.

В ролях
    * Юрий Яковлев — Иоанн Васильевич Грозный / Иван Васильевич Бунша, управдом
    * Леонид Куравлёв — Жорж Милославский [1]
    * Александр Демьяненко — Александр Сергеевич Тимофеев, Шурик, инженер-изобретатель
    * Наталья Селезнёва — Зинаида Михайловна Тимофеева, жена Шурика
    * Савелий Крамаров — дьяк Феофан
    * Наталья Крачковская — Ульяна Андреевна, жена Ивана Васильевича Бунши
    * Наталья Кустинская — актриса, девушка кинорежиссёра Якина
    * Владимир Этуш — Антон Семёнович Шпак, сосед Шурика
    * Михаил Пуговкин — Карп Савельевич Якин, кинорежиссёр
    * Сергей Филиппов — шведский посол
    * Эдуард Бредун — спекулянт радиотоварами
    * Александр Вигдоров — эпизод
    * Валентин Грачёв — стрелец, говоривший: «Живьём брать самозванцев!»
    * Наталья Гурзо — медсестра Шпака
    * Иван Жеваго — врач-психиатр
    * Алексей Калабулин — стрелец с дёргавшимся ухом
    * Нина Маслова — Марфа Васильевна, царица
    * Анатолий Подшивалов — лейтенант милиции
    * Виктор Уральский — старшина милиции
    * Виктор Шульгин — боярин, говоривший: «Войско взбунтовалось! Говорят, царь-то — ненастоящий!»
    * Юрий Чернов — балалаечник (в титрах не указан)
    * Елена Вольская — эпизод (в титрах не указана)
    * Лариса Ерёмина — девушка на пиру (в титрах не указана)
    * Курбан Мазанов — эпизод (в титрах не указан)
    * Николай Маликов — эпизод (в титрах не указан)
    * Владимир Мышкин — стрелец (в титрах не указан)
    * Юрий Потёмкин — санитар (в титрах не указан)
    * Андрей Рабинович — стрелец (в титрах не указан)
    * Михаил Содорский — эпизод (в титрах не указан)

Съёмочная группа
    * Авторы сценария:
          o Владлен Бахнов
          o Леонид Гайдай
    * Режиссёр: Леонид Гайдай
    * Операторы:
          o Виталий Абрамов
          o Сергей Полуянов
    * Художник: Евгений Куманьков
    * Композитор: Александр Зацепин
    * Тексты песен: Леонид Дербенёв

Гонорары
    * Леонид Гайдай — 5 948 рублей плюс 2 000 рублей за сценарий;
    * Юрий Яковлев — 4 350 рублей;
    * Леонид Куравлёв — 2 312 рублей;
    * Александр Демьяненко — 1 663 рубля;
    * Наталья Селезнёва — 362 рубля;
    * Савелий Крамаров — 1 129 рублей;
    * Наталья Крачковская — 347 рублей;
    * Наталья Кустинская — 168 рублей;
    * Владимир Этуш — 630 рублей;
    * Михаил Пуговкин — 788 рублей;
    * Сергей Филиппов — 258 рублей;
    * Нина Маслова — 101 рубль;
    * Анатолий Подшивалов — 139 рублей.

Крылатые фразы
    *  — Это я удачно зашёл…
    *  — Тьфу на вас! …Тьфу на вас ещё раз!
    *  — Граждане, храните деньги в сберегательной кассе. Если, конечно, они у вас есть.
    *  — Ты на что, царская морда, намекаешь?!
    *  — Да ты что ж, сукин сын, самозванец, казённые земли разбазариваешь? Так никаких волостей не напасешься!
    *  — Очень приятно — Царь, очень приятно — Царь… Здравствуйте — Царь.
    *  — Танцуют все!
    *  — Житие́ мое́… — Какое житие́ твое́, пёс смердящий?!
    *  — Я требую продолжения банкета!
    *  — Ты почто боярыню обидел, смерд?!
    *  — Я не узнаю вас в гриме.
    *  — Всё, всё, что нажил непосильным трудом — всё же погибло. Три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных… Куртка замшевая, три… куртки.
    *  — Собака с милицией обещала придти.
    *  — Оставь меня, старушка, я в печали…
    *  — И тебя вылечат. И тебя тоже вылечат. И меня вылечат…
    *  — Что значит «к чёрту»? Полквартиры исчезло!
    *  — Лжёшь, собака! Аз есмь царь!
    *  — Какой паразит осмелился сломать двери в царское помещение? Разве их для того вешали, чтобы вы их ломали?!
    *  — Не вели казнить, великий государь надёжа, демоны тебя схватили, по всем палатам мы за ними гонялись, хвать! …Ан демонов-то и нету!
    *  — Были демоны. Это мы не отрицаем. Но они самоликвидировались.
    *  — Отворяй, собака!
      — А кому это он?
      — Вам.
    *  — А где царь?
      — Закусывать надо.
    *  — Замуровали, демоны!
    *  — Вот что крест животворящий делает!
    *  — Скажите, у вас нет отдельного кабинета?
      — Так ты, ваше благородие, уже нарезался.
    *  — Мы, цари, работаем без выходных. Да нам, царям, за вредность молоко нужно бесплатно давать!
    *  — Эх, Марфуша, нам ли быть в печали?
    *  — Я артист больших и малых театров и моя фамилия слишком известная, чтобы я её называл!
    *  — Скажите, а вы и в магазине можете так стеночку приподнять?
      — Хм, стенку!
      — Вашему изобретению нет цены!
    *  — Я бы на Вашем месте за докторскую диссертацию бы немедленно сел!
      — Торопиться не надо — сесть я всегда успею…
    *  — Видел чудеса техники, но такого!
    *  — Если бы вы были моей женой, я бы повесился!
      — Хам!
    *  — Шпака вы брали?!
      — Шпака?
      — Да!
      — Казань брал, Астрахань брал, Ревель брал, Шпака не брал.
    *  — Ты скажи, какая вина на мне, боярин?
      — Тамбовский волк тебе боярин!
    *  — Извините, Иван Васильевич, но когда Вы говорите, впечатление такое, что Вы бредите!
    *  — Икра красная, икра чёрная… Да! Заморская икра… баклажанная!
    *  — Здрав буде, боярин!
    *  — Вот лица попрошу не касаться!
    *  — Скажите, как Ваше имя-отчество?
      — Марфа Васильевна я…
    *  — Вот смотрит… Вы на мне дыру протрёте!
    *  — На мне узоров нет и цветы не растут.
    *  — Я был уверен, что отправил вас назад, где же вы были всё это время?
      — В милицию замели, дело шьют.

+1

3

Брильянтовая рука
эксцентричная музыкальная кинокомедия, снятая в 1968 году режиссёром Леонидом Гайдаем. Один из самых популярных фильмов в истории советского кино.

Сюжет
Скромный служащий «Гипрорыбы» Семён Семёнович Горбунков (Юрий Никулин) отправляется в заграничную туристическую поездку на круизном лайнере и во время прогулки по восточному городу, случайно поскользнувшись, получает вывих руки. Но оказывается, произнесённые им при этом слова «Чёрт побери!» служат паролем для контрабандистов. Семёну Семёновичу Горбункову накладывают гипсовую повязку, начинённую золотом и бриллиантами. Во время «перевязки» Семён Семенович ненадолго приходит в себя и видит сокровища. Настоящий контрабандист — Геша (Андрей Миронов) — оказывается соседом Горбункова по каюте… Преступники пытаются во что бы то ни стало заполучить ценности из ходячего тайника, уверенные, что Горбунков ничего не знает о контрабанде. Но Семён Семёнович ставит в известность милицию, которая начинает «ловлю на живца» — на самого Горбункова, и примерный советский семьянин Семён Семёнович Горбунков вступает в героический поединок с шайкой контрабандистов…

В ролях
    * Юрий Никулин — Семён Семёнович Горбунков, служащий «Гипрорыбы»
    * Анатолий Папанов — Лёлик, помощник шефа
    * Андрей Миронов — Геннадий Петрович Козодоев, он же Геша, он же «Граф»
    * Нина Гребешкова — Надя, жена Горбункова
    * Нонна Мордюкова — Варвара Сергеевна Плющ, управдом
    * Светлана Светличная — Анна Сергеевна (озвучивание — Зоя Толбузина)
    * Станислав Чекан — Михаил Иванович, капитан милиции
    * Владимир Гуляев — Володя, милиционер
    * Евгения Мельникова — Марья Николаевна, лифтёрша-дворник
    * Андрей Файт — продавец лотерейных билетов / посетитель ресторана «Плакучая ива»
    * Николай Романов — шеф контрабандистов
    * Григорий Шпигель — контрабандист в Стамбуле, аптекарь
    * Леонид Каневский — контрабандист в Стамбуле
    * Виктория Островская — проститутка в Cтамбуле
    * Серафима Холина — ведущая показа мод
    * Татьяна Никулина — гид по Стамбулу
    * Роман Филиппов — Лодыжинский Евгений Николаевич, гость с Колымы
    * Николай Трофимов — полковник милиции
    * Аполлон Ячницкий — Николай Иванович, экскурсовод по Стамбулу
    * Лев Поляков — капитан теплохода «Михаил Светлов»
    * Герман Качин — журналист в порту
    * Игорь Ясулович — Виктор Николаевич, жилец, выгуливающий собаку в неположенном месте
    * Саша Лисютина — дочь Горбунковых
    * Митя Николаев — Максим, сын Горбунковых
    * Александр Хвыля — Борис Савельевич, метрдотель в «Плакучей иве»
    * Георгий Светлани — пенсионер, член домкома
    * Александр Козубский — Федя, официант в ресторане
    * Игорь Василенко — контрабандист в очках и с тростью
    * Иван Жеваго — таможенник в порту
    * Виктор Уральский — милиционер
    * Курбан Мазанов — регулировщик в Стамбуле
    * Василий Куприянов — сержант милиции
    * Максим Никулин — мальчик с сачком (в титрах не указан)
    * Николай Погодин — таксист-милиционер
    * Леонид Плешаков — мрачный тип у входа в общественный туалет, говоривший: «Папаша, огоньку не найдётся?» (в титрах не указан)
    * Леонид Гайдай — алкоголик, которого увозит милиция (в титрах не указан (озвучивание — Георгий Вицин))

Съёмочная группа
    * Авторы сценария:
          o Леонид Гайдай
          o Яков Костюковский
          o Морис Слободской
    * Режиссёр: Леонид Гайдай
    * Оператор: Игорь Черных
    * Художник: Феликс Ясюкевич
    * Художник по костюмам: К. Савицкий
    * Композитор: Александр Зацепин
    * Звукорежиссёр: Евгения Индлина
    * Тексты песен: Леонид Дербенёв
    * Дирижёр: Эмин Хачатурян
    * Монтажёр: Валентина Янковская

0

4

Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика
знаменитый кинофильм Леонида Гайдая, снятый в 1966 году. Второй фильм с Шуриком в главной роли и последний фильм (из тех, что снял Леонид Гайдай) с участием прославленной тройки Трус — Балбес — Бывалый (Вицин — Никулин — Моргунов). Премьера «Кавказской пленницы» состоялась в Москве 1 апреля 1967 года.

История создания
Видя популярность «Операции „Ы“», Яков Костюковский и Морис Слободской подали 15 июня 1965 года заявку в «Мосфильм» на съёмку нового фильма — продолжения приключений Шурика.

Сценарий нового фильма назывался «Шурик в горах» и состоял из двух частей.

Первая часть, «Кавказская пленница», повествовала о студентке Нине, приехавшей к родственникам на Кавказ, где её похищает местный начальник Охохов.

Вторая часть, «Снежный человек и другие», повествовала о научной экспедиции, ищущей в горах снежного человека, за которого выдавали себя Трус, Балбес и Бывалый с целью скрыться от милиции. В итоге Шурик и Нина должны были их разоблачить.

26 октября, когда сценарно-редакционная коллегия собралась вновь, сценарий вращался уже лишь вокруг похищения девушки. Данная версия сценария была утверждена.

Несмотря на это, возникли некоторые сложности с актёрами. Юрий Никулин и Евгений Моргунов считали многое в сценарии натянутым и на этом основании изначально отказались участвовать в съёмках. Впрочем, режиссёру фильма Леониду Гайдаю удалось их переубедить, обещая совместно переделать сценарий в сторону улучшения.

Впоследствии он расплачивался с актёрами шампанским за предложения по изменению сценария.

На роль Нины долгое время не могли найти подходящую актрису — пришлось провести более пятисот фотопроб. В итоге выбор остановили на Наталье Варлей. Ввиду того, что до начала карьеры актрисы она работала в цирке канатоходкой, ей хорошо давались трюковые сцены. Однако, в её случае проблему составляли игровые сцены из-за отсутствия актёрских навыков.

В случае Саахова возникли расхождения во взглядах на образ персонажа между Леонидом Гайдаем и исполняющим роль Саахова Владимиром Этушем. Если Этуш воспринимал своего персонажа всегда серьёзным человеком, в частности, не понимающим, как могли отвергнуть его ухаживания и облить вином, то Леонид Гайдай хотел сделать гротескный образ.

В процессе разработки сценарий многократно изменялся цензурой. Так, пришлось видоизменить фразу Труса «да здравствует советский суд, самый гуманный суд в мире!» на «да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире!», так как первый вариант посчитали издевательством над советским судом. Также пришлось вырезать заставку, в которой Трус пишет на заборе «Х», Бывалый приписывает «У», а после появления милиционера Балбес дописывает «дожественный фильм».

И, хотя пробный показ ещё не утверждённого Госкино фильма имел огромный успех, картину, тем не менее, выпускать в прокат не решались. Однако, фильм посмотрел Леонид Ильич Брежнев и поблагодарил за хорошую кинокомедию, что решило судьбу фильма. В итоге, в прокате 1967 года, фильм занял первое место, и за год его посмотрело 76,54 миллиона зрителей

Сюжет
Добрый и наивный фольклорист Шурик, ранее известный по фильму Операция «Ы» и другие приключения Шурика как студент Политехнического института, приезжает на Кавказ изучать старинные обряды и обычаи, «сказки, легенды, тосты».

Шурик передвигается на осле, который вдруг начал упрямиться. Рядом у шофёра Эдика не заводится больничный грузовик.

Вдруг по дороге проходит девушка Нина. Осёл идёт за ней, и машина заводится и едет. Девушка Нина, «красавица, комсомолка, спортсменка» — студентка педагогического института. Её дядя, товарищ Джабраил — шофёр заведующего райкомхозом товарища Саахова. Нина сразу понравилась Саахову, он приглашает её на открытие ЗАГСа.

В это время прибывшему Шурику из фольклора всё больше попадаются тосты, и уже довольно пьяный он приходит на открытие ЗАГСа, сорвав торжественное открытие.

Но в милиции Саахов поясняет, почему так получилось, сравнивая это с несчастным случаем на производстве. Он решает жениться на Нине, договаривается с Джабраилом о покупке невесты за 20 баранов и холодильник. Согласия Нины никто не спрашивает, принимают решение о её похищении, и выполнить это должны Трус, Балбес и Бывалый.

Но с Ниной они всегда видят Шурика, и похитить её не удаётся. Тройка похитителей готова отказаться от этого дела, но у Саахова появляется идея: похищение можно совершить с помощью Шурика, если ему это выдать за старинный обряд.

В ресторане Джабраил встречается с Шуриком, рассказывая о старинном обряде «похищения невесты». Шурик соглашается на участие в нём.

Нина находится в туристическом походе, спит в спальном мешке под открытым небом. Шурик прощается с ней. Ничего не подозревающая Нина с ним прощается, и Шурик застёгивает мешок и передаёт его Трусу, Балбесу и Бывалому, которые увозят её на дачу Саахова.

Вскоре Шурик узнаёт, что это был не обряд. Он бежит в милицию, около входа встречает Саахова, который поясняет ему ситуацию (что Шурика арестуют), и предлагает пойти прямо к прокурору. Саахов и Шурик подходят к дому, в котором именины, и всем гостям наливают вина. Саахов вызывает врачей из психиатрической больницы, которые забирают пьяного Шурика.

В это время на даче Саахова Трус, Балбес и Бывалый запирают Нину в комнате, пытаются отвлечь её, приносят еду, поют песни. Нина включается в игру, во время которой она пытается убежать, но её встречает дядя, и Нина понимает, что спастись не удастся, и запирается в комнате изнутри.

Приехавший Саахов, пытаясь войти к Нине, выбегает из комнаты, облитый вином, которое он хотел ей преподнести. Джабраил и Саахов уезжают, оставляя следить за Ниной Труса, Балбеса и Бывалого.

В психиатрической больнице Шурик понимает, что Нину украл Саахов. Шурику удаётся убежать из больницы, за забором его догоняет на грузовике тот самый Эдик, с которым они виделись на дороге, и они отправляются на дачу к Саахову. Переодевшись и представившись врачами, они под видом прививок от эпидемии ящура вкалывают Трусу, Балбесу и Бывалому снотворное.

Шурик поднимается в комнату к Нине. Она считает Шурика похитителем, ударяет его подносом, выбегает из комнаты, выпрыгивает из дома и уезжает с дачи на больничном грузовике.

Начинается длинная погоня, в ходе которой Трус, Балбес и Бывалый снова хватают Нину, но на них действуeт снотворное. Догнавший машину со спящими (в том числе и водителем) похитителями Шурик остановил её.

Ночью Саахов на даче. Внезапно появляется Нина и с ней Шурик и Эдик, переодетые представителями закона гор, готовыми убить Саахова. Он пытается убежать через окно, на котором Эдик стреляет в Саахова солью в ягодицу.

На суде из-за выстрела Саахов не может сидеть. В конце фильма Шурик провожает Нину на автобус, а сам дальше следует по дороге на осле за новыми приключениями…

В ролях
    * Наталья Варлей — Нина, «спортсменка, комсомолка и просто красивая девушка» (озвучивание — Надежда Румянцева)
    * Александр Демьяненко — Шурик, фольклорист
    * Фрунзик Мкртчян — Джабраил, дядя Нины
    * Владимир Этуш — товарищ Саахов
    * Георгий Вицин — Трус
    * Евгений Моргунов — Бывалый
    * Юрий Никулин — Балбес
    * Руслан Ахметов — Эдик, водитель
    * Донара Мкртчян — жена Джабраила, тётя Нины
    * Михаил Глузский — администратор гостиницы
    * Нина Гребешкова — доктор
    * Пётр Репнин — главврач психиатрической больницы
    * Ной Авалиани — работник гостиницы с тостом о птичке
    * Эммануил Геллер — шашлычник с тостом про «кибернэтика» (озвучивание — Артём Карапетян)
    * Георгий Милляр — гостеприимный хозяин, любитель домино
    * Георгий Светлани — старик у пивного ларька
    * Александр Строев — Алёша, официант
    * Леонид Довлатов — судья (в титрах не указан)
    * Георгий Ахундов — игрок в домино (в титрах не указан)
    * Богдан Галустян — участник игры в домино (в титрах не указан)
    * Олег Севостьянов — эпизод (в титрах не указан)
    * Михаил Содорский — эпизод (в титрах не указан)

Съёмочная группа
    * Авторы сценария:
          o Яков Костюковский
          o Морис Слободской
          o Леонид Гайдай
    * Режиссёр: Леонид Гайдай
    * Оператор: Константин Бровин
    * Художник: Владимир Каплуновский
    * Композитор: Александр Зацепин
    * Тексты песен: Леонид Дербенёв
    * Дирижёр: Эмин Хачатурян
    * Исполнение песни: Аида Ведищева (в титрах не указана)
    * Директор картины: Абрам Фрейдин

+1

5

Операция «Ы» и другие приключения Шурика
советский комедийный художественный фильм, снятый в 1965 году режиссёром Леонидом Гайдаем. Картина имела большой успех, была лидером советского кинопроката в СССР в 1965 году. Её посмотрели 69,6 миллионов зрителей. В том же, 1965 году, на фестивале короткометражных фильмов в Кракове новелле «Наваждение» был присуждён главный приз — «Серебряный дракон Вавеля». Сюжет фильма составлен из трёх новелл: «Напарник», «Наваждение» и «Операция „Ы“». Все три новеллы объединены фигурой главного героя — забавного и неунывающего студента Шурика в исполнении Александра Демьяненко, приключения которого получили продолжение в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». «Операция „Ы“» также задействует комических антигероев-жуликов Труса, Балбеса и Бывалого из короткометражных фильмов Леонида Гайдая «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики», вместе с которыми образует трилогию.

Сюжет|Напарник
Идёт ливень. Шурик дожидается автобуса на остановке. Он так стремится помочь всем и каждому попасть в автобус, что сам остаётся на улице, пропускает первый автобус, второй, третий… Вот наконец он в автобусе (ЗИЛ-158В). На одном из сидений автобуса развалился верзила-хам (Алексей Смирнов). Свою авоську с пустыми бутылками он поставил на соседнее сиденье. Пассажиры делают ему замечания, ведь рядом стоит беременная женщина, но верзила отделывается циничной шуткой. Тогда Шурик идёт на хитрость: надев тёмные очки, он изображает слепого, а слепому хулиган всё-таки уступает место, занятое до того бутылками. Освободившееся место Шурик тут же уступает женщине. Увидев, что Шурик вовсе не слепой, верзила лезет в драку. В результате вмешательства милиции и сознательных пассажиров автобуса, хулиган был приведён в милицию и приговорён к 15 суткам административного ареста.

Раннее утро. В милиции идёт распределение пятнадцатисуточников — хулиганов, тунеядцев, стиляг, разгильдяев и пьяниц — по рабочим местам.
Прораб Пал Степаныч:
«— парижской… богоматери»

Прораб объекта Пал Степаныч (Михаил Пуговкин) подробно рассказывает верзиле о стройке, проводя экскурсию по строительной площадке. Верзила Федя замечает Шурика. Прораб ставит верзилу работать в паре с Шуриком. Федя замышляет месть Шурику — ведь именно из-за него он очутился в милиции. Шурик же не без оснований опасается напарника. Первоначально Федя, увидев, что Шурик нырнул в пролом в стене, молниеносно закладывает пролом кирпичом, пытаясь замуровать студента. Однако Шурик, видимо, хорошо зная стройку, просто вышел с другой стороны — план мести не сработал. Федя всячески отлынивает от работы и наконец просто ложится спать. Прораб, увидев это, пытается силой убеждения поднять Федю и заставить работать, но ему это не удаётся.
Федя:
— Вы комсомолец? Это же не наш метод!

Наступило время обеда. На стройку пятнадцатисуточникам привезли питание. Суровый милиционер (Владимир Басов) и повар (Виктор Уральский) привезли Феде обед из двух блюд: суп на первое, шашлык на второе, а на третье — компот. Федя делает из компота коктейль, напополам разбавив водкой из чекушки и выпивает коктейль через соломинку. Шурик же обошёлся кефиром и батоном, выслушав при этом поучение Феди «Кто не работает, тот ест, учись, студент». Федя ложится спать. Шурик не выдерживает хамского поведения хулигана и, выждав момент, хлопает туго свёрнутой газетой с заголовком «Смерть фашизму» дремлющего Федю по лицу. Тот вскакивает, но Шурик предъявляет ему убитую им муху. Федя успокаивается, даже хвалит Шурика: «Молодец!». Увидев ос, летающих над Федей, Шурик вновь повторяет серию ударов газетой. На этот раз они оба понимают, что назрела необходимость окончательно разобраться. Начинается погоня Феди за Шуриком по стройплощадке. Парочка бегает по всем этажам, бросает друг в друга различные предметы, использует даже строительную технику (бульдозер). В конце концов Шурик попадает в лицо Феде известковым тестом. Федя идёт мыться в душевую. Выйдя из душа, он не обнаруживает своей одежды — её похитил Шурик. Федя, обвязавшись мочалом, выскакивает из душевой и вновь бросается в погоню за Шуриком. Он пробегает через облако дыма от горящего битума, а Шурик набрасывает ему на шею гирлянду из электрических изоляторов. Федя, ставший в мгновение ока похожим на чернокожего дикаря, гонится по пятам за Шуриком. Шурик вбегает в квартиру, где клеили обои, разбрасывает по полу несколько рулонов обоев и поливает всё это клейстером. Вбежавшему в комнату Феде он ставит подножку и заматывает его в огромный рулон из обоев, полностью его обездвижив. После чего, несмотря на уговоры Феди, Шурик подвергает его порке вымоченными в воде розгами.

На следующее утро на распределении Федя вызывается работать везде. Но суровый милиционер (Владимир Басов) говорит Феде, что на него оформлен персональный наряд на все пятнадцать суток и предлагает подошедшему Шурику его забрать. Увидев Шурика, Федя теряет сознание…

В ролях
    * Александр Демьяненко — Шурик, студент, подрабатывающий подсобным рабочим на стройке
    * Алексей Смирнов — Федя, Верзила, пьяница, тунеядец
    * Михаил Пуговкин — Павел Степанович, прораб строительно-монтажного управления
    * Владимир Басов — суровый милиционер
    * Эммануил Геллер — пассажир с зонтиком, стремившийся попасть в автобус № 13
    * Рина Зелёная — возмущённая пассажирка автобуса № 13
    * Виктор Уральский — повар из милиции, привезший обед на стройку
    * Георгий Ахундов — лысый пассажир в автобусе № 13
    * Валентина Березуцкая — пассажирка автобуса № 13
    * Светлана Агеева — беременная женщина в автобусе № 13
    * Владимир Приходько — пятнадцатисуточник
    * Владимир Гуляев — милиционер, доставивший Федю и пострадавших в отделение милиции (в титрах не указан)
    * Виктор Гераскин — пятнадцатисуточник с бабочкой (в титрах не указан)
    * Иван Турченков — пятнадцатисуточник (в титрах не указан)
    * Нина Делекторская — пассажирка автобуса № 13(в титрах не указана)
    * Владимир Бутенко — пятнадцатисуточник (в титрах не указан)

Сюжет|Наваждение
Сюжет

В политехническом институте идёт экзаменационная сессия. Шурик ищет конспект лекций для подготовки к экзамену. Зайдя в комнату общежития к сокурснику по прозвищу Дуб (Виктор Павлов), Шурик видит его в наушниках. На самом деле Дуб с приятелем Костей (Виктор Зозулин) придумали, как без зубрёжки и шпаргалок сдать экзамен с помощью радиопередатчика и приёмника, но Шурику секрета он не открывает, а говорит лишь, что слушает популярнейшего в те годы Ван Клиберна.
Кадр из новеллы «Наваждение»
— Горчички!
— Угу-м…

Бегая по двору университета в поисках конспекта, Шурик видит огромную толпу студентов, читающих конспект, но в толпу ему не пробиться. Даже на дереве сидят студенты и читают конспект в бинокли. Шурик заглядывает даже в книгу в руках у памятника садится в трамвай «Tatra-T3SU», где в толпе случайно видит конспект по интересующему его предмету в руках у девушки с подружкой (потом окажется, что её зовут Лида, актриса Наталья Селезнёва). Он неотступно следует за ними, читая конспект через плечо Лиды и даже не осознавая, где он и что с ним. Погружена в конспект и сама Лида. Из трамвая выходят только Шурик и Лида, несущая конспект, её подружка заснула и проехала нужную остановку. Так Шурик попадает в квартиру Лиды. И он, и она так увлечены подготовкой к экзаменам, что совершенно не замечают друг друга: Лида думает, что рядом её подруга, а Шурик вообще ни о чём не думает, кроме конспекта. Не отрываясь от конспекта, парочка перекусывает, отдыхает на тахте, раздевшись до белья и вскоре отправляется на сдачу экзамена.

Настаёт час экзамена. Ухищрения Дуба и Кости им не помогают: профессор, принимающий экзамен (Владимир Раутбарт), раскрывает их планы и незаметно включает переносную глушилку, вызывающую помехи на частоте передачи Кости. Профессор, помирая от смеха, достаёт из цветка в петлице Дуба микрофон и ставит ему неуд. Видим мы и ещё одного горе-студента (Валерий Носик), который путает экзаменационные билеты с игральными картами, изрядно смутив профессора тем, что тот, забыв, где он находится, увлёкся предложением сыграть в привычную азартную игру. Опомнившийся преподаватель просит прийти незадачливого студента позже (результат — Перебор).

Шурик и Лида, учащиеся на параллельных потоках, экзамен сдают успешно. После сдачи Шурик отмечает «пятёрку» у автомата с газировкой, выпивая пару стаканов и ещё пару выливая себе на голову. К нему подходит его друг. Тут Шурик замирает как столб: он увидел девушку-ангела, которая, как ему казалось плывёт. Он спрашивает у друга, кто это, друг, оказывается, знает её и предлагает познакомить Шурика с Лидой. Но они не узнают друг друга. Шурик был так смущён, что перепутал своё имя и первоначально назвался Петей. После знакомства Шурик провожает Лиду до дома. Все препятствия, которые были благополучно преодолены в состоянии «изучения конспекта» при совместном путешествии домой и обратно, в «обычном» состоянии, потребовали приложения элементов мышления. У подъезда дома, где она живёт, их ждёт неприятный сюрприз: сложенные вещи переезжающего соседа (Георгий Георгиу) охраняет злая собака. Расхрабрившийся сообразительный Шурик знает, как провести Лиду домой, он забрасывает кошку в лифте, однако злобный пёс успевает порвать ему брюки. Лида уговаривает зашить брюки Шурика, так он вновь оказывается у неё дома. Шурику кажется, что он здесь уже был — предметы, звуки, запахи — всё кажется ему знакомым. У Лиды возникает предположение, что Шурик обладает даром предвидения или телепатии. Она тут же выдумывает проверку — предлагает Шурику выполнить её желание, мысленно внушаемое ему. Для проверки они пишет своё желание на бумаге — найти плюшевого мишку. Проверку Шурик не проходит, вместо того, чтобы найти мишку, он целует Лиду, которая, впрочем, вполне довольна таким результатом…

В ролях
    * Александр Демьяненко — Шурик, студент на сессии
    * Наталья Селезнёва — Лида, студентка политехнического института
    * Владимир Раутбарт — профессор
    * Виктор Павлов — Дуб, студент-изобретатель
    * Валерий Носик — студент-игрок
    * Георгий Георгиу — сосед-новосёл с перевязанным горлом, хозяин злой собаки (в титрах указан как В. Георгиу)
    * Наталья Гицерот — жена соседа, хозяйка злой собаки
    * Зоя Фёдорова — тётя Зоя, соседка Лиды
    * Людмила Ковалец — Ира, подружка Лиды, заснувшая в трамвае
    * Сергей Жирнов — студент, приятель Шурика
    * Виктор Зозулин — Костя, радиотехник, товарищ Дуба
    * Николай Казаков — студент, читающий конспект при помощи бинокля, сидя на дереве (в титрах не указан)

Сюжет|Операция "Ы"
Зима. Зареченский колхозный рынок. Народ торгует товарами народных промыслов и тем, что приносит подсобное хозяйство, вот и Балбес (Юрий Никулин) с Трусом (Георгий Вицин) торгуют там же фарфоровыми кошечками, небольшими настенными ковриками и леденцами. К ним подходит шеф Бывалый (Евгений Моргунов) и даёт указание сворачиваться — для них есть «дело». У выхода из рынка, где они посреди дороги оставили свой транспорт — двухместную мотоколяску для инвалидов СМЗ С-3А, их ожидает шофёр фургона (Владимир Комаровский) недовольный тем, что перегорожена дорога. Бывалый оперативно решает конфликт, с лёгкостью руками разворачивает мотоколяску и троица уезжает.
Троица преступников:
— Сворачивайтесь, есть дело!

Директор базы Петухов (Владимир Владиславский) проворовался, и, чтобы спастись от грядущей ревизии и отвратить от себя гнев правосудия, нанимает Труса, Балбеса и Бывалого для инсценировки взлома склада и создания видимости кражи. Троица внимательно выслушивает Петухова, консультируется с Уголовным кодексом СССР и после торга соглашается на «дело» под случайно выдуманным Балбесом названием «Операция „Ы“» за 330 рублей каждому.

Ночь, метель. Трус подходит к сторожу, пытается усыпить его платочком, смоченным в хлороформе, Балбес пытается фомкой открыть замок на двери склада. Неожиданно всё прерывается окриком Петухова. Оказывается, Петухов для того, чтобы у троицы всё получилось с кражей, устроил тренировку, использовав для этого свой собственный сарай. Он очень недоволен тренируемыми преступниками и заставляет их вновь и вновь тренироваться.

Тренировка закончена. Преступники ожидают «на базе» похода на «дело». Балбес поет известную блатную песню «Постой, паровоз», аккомпанируя себе на семиструнной гитаре, а затем тренируется с фомкой, уничтожая всё, что более или менее похоже на замок. Трус репетирует речь для сторожа, Бывалый работает с боксёрской грушей. Отдых закончен, перед выходом на дело троица выпивает за успех операции, но не водку или вино, а молоко.

К несчастью для них, в день «ограбления века» обычно охранявшую склад бабушку-«божий одуванчик» (Мария Кравчуновская) — подменил снимавший у неё комнату студент Шурик, который так и не смог уследить за внучкой хозяйки.

Готовый усыпить сторожа хлороформом, Трус подходит и спрашивает закурить. Но когда видит вместо бабушки Шурика, от неожиданности падает в обморок. Шурик пытается привести в чувство Труса, при этом проводя по его лицу тряпкой с хлороформом. Трус, начавший было приходить в себя, засыпает. В это время Балбес удачно взламывает склад и начинает инсценировать ограбление: разбивает бутылки. Одну он взял себе, положив во внутренний нагрудный карман. Шурик приносит Труса к дверям и видит, что вход открыт. Зайдя на разведку, он вскоре видит Балбеса.

Кульминация новеллы — «битва за склад», в ходе которой Шурик и Балбес используют музыкальные инструменты, шпаги и так далее. Во время боя на шпагах Шурик попадает в нагрудный карман Балбесу, начинает капать красная жидкость. Оба приняли её за кровь. Шурик испытывает угрызения совести и теряется. Однако Балбес случайно по вкусу понял, что это вино, выбросил разбитую бутылку из кармана и побежал к выходу. Но очнувшийся Шурик набрасывает на Балбеса аркан, и тот падает прямо около спящего Труса лицом на тряпку с хлороформом и тоже быстро засыпает. Шурик берёт свисток и свистит. Прибегает Бывалый с нарукавной повязкой и представляется дружинником. Он собирается караулить «расхитителей социалистической собственности», а Шурика посылает вызвать милицию в ближайший таксофон через 2 квартала. Тем временем Бывалый пытается разбудить Труса и Балбеса, но ему это не удаётся. В это время Шурик добегает до таксофона, который оказался неработающим. Шурик возвращается на склад и наконец понимает, что «дружинник» — сообщник Труса и Балбеса, спрятавшись, он «вооружается» пачками нюхательного табака, вызывая беспомощное чиханье Бывалого, которого Шурик направляет к стопке вёдер. От удара об ведро Бывалый падает без сознания рядом с Трусом и Балбесом. Шурик, ничего не подозревая, берёт рядом лежащую тряпку с хлороформом и стирает с лица пот и, заснув под действием хлороформа, падает рядом с тремя жуликами. Пробегавшая рядом мышь, понюхав тряпку, тоже засыпает.

Наконец возвращается бабушка-сторож и перед ней предстаёт картина: на полу спят Балбес, Трус и Бывалый в обнимку, а также Шурик и мышь. Она связывает заснувших инсценировщиков кражи, привязывает их на буксир к их же мотоколяске, и, загрузив в неё спящего Шурика, уезжает от склада.

В ролях
    * Александр Демьяненко — Шурик, студент, заменивший сторожиху на промышленной базе
    * Георгий Вицин — Трус
    * Евгений Моргунов — Бывалый
    * Юрий Никулин — Балбес
    * Владимир Владиславский — С. Д. Петухов, директор торговой базы
    * Мария Кравчуновская — Марья Ивановна, сторожиха, бабуля-«Божий одуванчик», у которой Шурик снимал комнату
    * Владимир Комаровский — шофёр грузовика-фургона на рынке
    * Таня Градова — Лена, беспокойная девочка
    * Алексей Смирнов — покупатель на рынке
    * Елена Судакова — эпизод (в титрах не указана)

Съёмочная группа
    * Авторы сценария:
          o Яков Костюковский
          o Морис Слободской
          o Леонид Гайдай
    * Режиссёр: Леонид Гайдай
    * Оператор: Константин Бровин
    * Художник: Артур Бергер
    * Композитор: Александр Зацепин
    * Звукорежиссёр: Виктор Бабушкин
    * Дирижёр: Владимир Васильев

0


Вы здесь » Обо всём.1bb.ru » Кино, сериалы, скетчи. » Гайдай Леонид Иович